СЛОВО И ОБРАЗ


Святая Библия вошла в плоть и кровь этого мира.  Ее издания давно и прочно занимают первые места по тиражам, переводы ее осуществлены более чем на 1800 языков и наречий, ее исследования и комментарии к ней бесчисленны… 


Кажется парадоксом, что такая Книга, пройдя с человечеством сквозь многие столетия, оставалась только текстом, не имеющим устойчивой и серьезной изобразительной традиции, дошедшей до нашего времени.


Слово и образ – почему они не идут вместе, рука об руку?

Возможно, причина в древнем запрете на изображение Создателя?  Но вот уже два тысячелетия, как Тот, Кто родился в Вифлеемской пещере, сняв запрет, навсегда принес на землю Образ Неизобразимого.


Однако, факт остается фактом: река времени, казалось, навсегда унесла от нас возможность увидеть в реальности события, описанные в Библии.  Священный текст, похоже, был навечно обречен оставаться только словесным, написанным рядом, оживающим лишь в нашем сознании и воображении. 


Многие художники в попытке создания образа священного слова многократно обращались к Святой Библии как в ее избранных сюжетах, так и в полном объеме текста Книги (Библия с иллюстрациями Густава Дорэ, Библия в иллюстрациях Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда и т.д.).  Однако, в работах художников, естественно, всегда доминирует отпечаток субъективного, индивидуального видения и стиля.


Коллективная память, предания народов и религиозных общин, казалось, должны были быть достаточно емкими и точными, однако, в потоке времени даже целым народам нелегко удержать Память Истории и соотнести Слово и Образ. 


Многие народы, участвовавшие в библейских событиях – такие как халдеи, хананеи, сирофиникияне, - исчезли навсегда.  Народ Книги, Народ Израиля - единственный живой и преемственный свидетель произошедших событий, за тысячелетия своего рассеяния по миру необратимо изменил и внешний облик и образ жизни.  К тому же он сохранил для себя в силе древние запреты на изображение.


Церковь, возникшая по всему лицу Земли и, подобно кораблю, странствующая по водам времени, создала свой изобразительный канон, в основном – иконописный.  При этом поместные обычаи народов, вошедших в Церковь, наложили на этот канон свой неизгладимый отпечаток.  Попытки восстановления объективного образа места и действия библейских событий, а также облика их участников всегда оставались уделом археологии.


Но есть еще один живой свидетель – сама Святая Земля, где промыслительно многое сохранялось почти неизменным, остановившимся до самого последнего времени, буквально до конца XIX века.  Казалось, процесс урбанизации XX столетия навсегда стер, унес со своих мест последние картины великих событий, описанных в Библии.


Но Промысел Божий, не попускающий прерваться цепи свидетельства, в самой неумолимо разрушающей прошлое технической цивилизации указал средство сохранения живой зрительной памяти – фотографию, родившуюся в то самое время, когда облик Святой Земли еще оставался почти нетронутым.


“Фотография” на иврите, священном языке, на котором была изначально написана Библия – ЦИЛЮМ - צילום.  Это слово – современное производное от корня ЦЭЛЭМ - צלם, обозначающего образ – отголосок вечного творческого повеления, звучащего в начале Книги Бытия: “По образу Нашему, в подобии Нашем…” – так был сотворен человек, царь и образ этого мира.


436 фотографий, сделанных на заре фотографической эры, вошли в новое издание Фотоиллюстрированной Библии, предлагаемой Вашему вниманию. Сотни безыскусных и непредвзятых свидетелей древности.  Судьба многих из них – сама по себе – целая история.  Фотографии, распределенные по всему объему Священного Писания, соотнесенные каждая с определенным местом текста, создают ненавязчивое, но непреодолимо убедительное ощущение соприсутствия внутри ожившего пространства Святой Библии.


- Вот на расстоянии вытянутой руки пьют воду верблюды из выдолбленного, как и тысячи лет назад, поила…

- Шумит роща в окрестностях Хеврона, где жили праотцы…

- Нависают пещеры рядом с Иерусалимом, те самые, где похоронены пророки…

- Пасут овец пастушки в той самой долине, где пас их юный Давид, еще не помазанный на царство…

- Вот ловят рыбу в Генисаретском озере, в том самом месте, где в одну из лодок ступил некогда молодой рыжеволосый раввин из Назарета…


Мы входим в эту Книгу изнутри, и она – входит в нас.  Бог открывается нам, как и раньше, повсюду, где есть глаза, способные увидеть; сердце, способное почувствовать; разум, способный вместить…


Новая Фотоиллюстрированная Библия Иерусалима – это напоминание человечеству, что описанные в ней события – не только нечто, случившееся в прошлом.  Откровение происходит сейчас.  История продолжается.  Она изливается из пространства Священного Писания, из храмов, таинств и обрядов – в гущу самой жизни, растекаясь из центра мира – Святой Земли – по всему лицу вселенной.  И все мы – ее свидетели и участники…

И НЕ ПРЕРВЁТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЁН

 

ENGLISH     DEUTSCH     ESPAÑOL     POLSKI     РУССКИЙ